В Роспотребнадзоре планируют провести крупные преобразования в вопросе защиты прав потребителей.
Сбор персональных данных покупателей работниками торговли теперь будет незаконным. Банки потеряют возможность отказывать клиентам в открытии вкладов, не объясняя причин. Фейс-контроль при входе в ночные увеселительные заведения тоже будет отменен.
Все эти изменения помещены в документе, подготовленном ведомством. Правки к закону «О защите прав потребителей» ограничат превышение полномочий вороватых исполнителей услуг и торговцев. Им уготовано несколько запретов. И самым основным из них станет то, что без согласия клиентов они не смогут собирать их персональные данные. Запрашивать информацию личного характера у клиентов и покупателей обновленный закон позволяет только тогда, когда это необходимо работникам отелей, банков и магазинов для исполнения своих обязанностей.
Как объясняет Роспотребнадзор в пояснительной записке, сопровождающей проект поправок к закону, новшества должны послужить ограничителем для неосознанного и непрозрачного сбора личной информации о потребителях для целей, которые не связаны с подписанием и исполнением условий договора.
Более того, исполнитель или торговец будут не вправе уклониться от предоставления услуг клиенту в одностороннем порядке. Это очень актуально для банковских учреждений, способных отказать в открытии счета или вклада, не тратя время на объяснения. Развлекательные заведения тоже должны примириться с мыслью, что теперь охранники при входе должны впускать всех, кто пожелает. О таких понятиях как фейс-контроль и дресс-код им придется забыть.
В договор с потребителями тоже будет внесен ряд поправок. В первую очередь, в нем не должно быть пунктов, которые так или иначе ущемляют гражданские права. Так, запрещено вносить в документ слова об обязательном досудебном порядке при спорах и выбирать подсудности, которая выгодна для продавца.
Магазины больше не будут навязывать покупателям никаких дополнительных услуг. Под запретом оказываются настройка, сборка, подъем товара до этажа, включенные в его стоимость. Теперь продавец будет обязан спрашивать у покупателя, нужна ли тому какая-либо из услуг. Если клиент ответит утвердительно, он должен оформить свое желание письменно.
Как говорят в ведомстве, к введению новых суровых правил подтолкнула неутешительная статистика. Она свидетельствует, что за последние 7 лет число выявленных нарушений, связанных с ущемлением прав потребителей, не только не уменьшилось, но и возросло. Так, в 2010 г. количество обнаруженных нарушений было более 6,6 тыс. В 2016 г. их стало уже более 8 тыс., рассказали в Роспотребнадзоре.